Почему моторное масло становится похожим на солидол

Ресурс двигателя внутреннего сгорания напрямую зависит от того, насколько качественное масло применяется при эксплуатации автомобиля. В настоящее время выпускают огромное разнообразие смазочных материалов. Они могут быть на минеральной, полусинтетической, синтетической основе и применяться в самых разных климатических условиях. Подобрать масло для любого транспортного средства не составляет труда.

Все они должны совмещать в себе два качества, которые конфликтуют друг с другом: текучесть и вязкость. Под текучестью понимают высокую проницаемость, способность заполнять полости сквозь зазоры маленького размера. Чем выше температура масла, тем выше текучесть. Вязкость — способность создавать масляную пленку на трущихся деталях. Она определяет смазывающие свойства. Тут все наоборот. По мере нагрева вязкость уменьшается. В условиях низких температур двигателю требуется текучее масло, чтобы оно могло прокачиваться насосом при холодном запуске. В условиях сильной жары, наоборот, требуется вязкий состав, который лучше смазывает.

Почему моторное масло становится похожим на солидол

Производители, применяя сложные технологии, используя комплекс присадок, научились создавать универсальный продукт, который обеспечивает необходимую текучесть с сохранением смазывающих свойств в широком температурном диапазоне: от –40 до + 50°C. Но любое масло со временем теряет свои свойства и начинает густеть.

Причины, по которым масло густеет

Наиболее значимые из них сводятся к нескольким пунктам:

  1. Каждый тип смазочных материалов рассчитан на эксплуатацию в определенном диапазоне температур. Обнаружить изменение вязкости при высоких температурах сложно. В холодное время ситуация становится более явной. Иногда достаточно вынуть масляный щуп и обнаружить, что потемневшее масло с него практически не стекает. Сильно густеют в мороз минеральные масла и полусинтетика низкого качества. Само собой, контрафактная продукция не может обеспечить необходимую вязкость и текучесть ни при каких температурах. Смазочные материалы на синтетической основе, гидрокрекингового происхождения значительно лучше прокачиваются при низких температурах, сохраняют высокую вязкость при разогреве. Если этого не наблюдается, то масло попросту некондиционное либо выработало свой ресурс. Такое лучше сразу заменить.
  2. Масло само по себе теряет свойства по мере эксплуатации, срок его службы ограничен. Оно сначала темнеет, а затем становится более вязким. В него попадают продукты сгорания топлива, в которых содержатся компоненты, загрязняющие смазочный материал. Кроме того, масло обладает моющими свойствами. По мере накопления в нем загрязняющих частиц смазочный материал становится более вязким, если его вовремя не заменить. На разогретом двигателе это почувствовать сложно, но на холодном, особенно в зимний период, возможно масляное голодание. Индикатор давления масла продолжает гореть, пока двигатель не прогреется до определенной температуры. Чаще всего причиной является несвоевременная замена масла. Проблемы с двигателем в таких случаях не заставят себя ждать.
  3. Еще одной причиной является перегрев двигателя. Если температура масла начинает превышать допустимые пределы, происходит его полимеризация. При этом масло превращается в густую темную жижу, на стенках цилиндров появляются отложения, напоминающие гудрон. Это чрезвычайно опасное явление. Очень часто автомобилисты, у которых закипела охлаждающая жидкость, устраняют причину перегрева и продолжают эксплуатацию, если не возникло никаких явных дефектов. Это неправильный подход. Чтобы снизить риск полимеризации, масло лучше заменить
  4. Попадание воды и антифриза в масло. Его называют «Shell-эффект», по названию фирмы, специалисты которой обнаружили это явление. Даже незначительное количество антифриза в масле приводит к тому, что оно разлагается и приобретает консистенцию густой смазки. Этому явлению подвержены не все типы масел. Но в любом случае, если антифриз попал систему смазки, например из-за пробитой прокладки головки блока цилиндров, такое масло подлежит замене.
  5. Некачественное топливо. Использование некондиционного бензина или солярки приводит неполному сгоранию топлива в камере. В этом случае концентрация токсичных веществ в отработанных газах увеличивается в разы. Немедленного эффекта не будет, но масло постепенно потеряет свои свойства. Если даже допустить, что результатом неполного сгорания топлива является попадание бензина в масло, количество такого бензина очень незначительно, он мгновенно испаряется. Другое дело — неисправность системы питания, при которой мотор заливает бензином. Известны случаи, когда по этой причине уровень масла увеличивался в 2 раза. Понятно, что смесь масла с бензином, пусть даже он испарится, ни к чему хорошему не приведет.
  6. Класс масла, качество состава. Все смазочные материалы делятся на 3 класса: минеральное, синтетическое, полусинтетическое. Минеральные составы справляются со своими задачами в относительно узком температурном диапазоне. В холоде они загустевают раньше остальных. Синтетика — самый дорогой класс масел и самый универсальный. В смазочных материалах этого класса удается сохранить высокую проницаемость при хороших смазывающих свойствах в широком диапазоне температур. Полусинтетика занимает промежуточное положение. Немаловажную роль играет происхождение масла. Известные производители с устойчивой положительной репутацией жестко контролируют соответствие продукции заявленным характеристикам. В погоне за экономией автолюбители часто приобретают более дешевые суррогаты, подделки. Риск приобретения некачественного товара увеличивается, если выбрана малоизвестная марка.
  7. Конфликт масел. Часто автолюбители переходят с одного типа масла на другое. Это может быть вызвано изменением условий эксплуатации, экономическими, другими причинами. При этом система смазки не промывается, чего делать ни в коем случае нельзя. Даже при смене масла одного производителя на продукцию другого, того же класса, рекомендуют полностью промывать систему смазки двигателя. При переходе с полусинтетики на синтетику, и наоборот, остатки предыдущего масла смешиваются с новым другого состава, что приводит к интенсивному загустению жидкости, масляному голоданию при холодных запусках.
  8. Как не допустить загустения моторного масла

Независимо от того, что привело к значительному повышению вязкости состава, его надо менять. Необходимо поддерживать двигатель в технически исправном состоянии, не допускать попадания антифриза в масло, использовать качественное топливо. Ни при каких условиях не следует затягивать с заменой масла. Превышение регламентных сроков грозит выходом из строя ДВС. А лучше менять его по состоянию. Косвенно о качестве масла можно судить по виду масляной пленки на заливной крышке. Если она прозрачная, имеет нормальную консистенцию, отсутствуют пузыри, инородные включения, поводов для тревоги нет.